Показать регионы

Успенский Брусенский монастырь

Успенский Брусенский монастырь – старинная православная обитель, появившаяся в Коломенском кремле в середине XVI века как мужской и позднее возобновлённая как женский монастырь. В настоящее время является действующим монастырём Московской епархии и имеет статус объекта культурного наследия Российской Федерации. 
О прошлом и настоящем монастыря

В 1552 году после успешного похода на Казань и присоединения Казанского ханства к Московскому царству Иван IV Грозный, останавливавшийся в Коломне перед военной кампанией, велел увековечить это судьбоносное событие основанием на территории Коломенского кремля мужского монастыря в честь Успения Пресвятой Богородицы, главным храмом которого стала каменная шатровая Успенская церковь. На закладном камне, обнаруженном в стене храма во время проводившихся в конце XIX столетия реставрационных работ, указано, что он был не выстроен, а «прославлен», то есть восстановлен на месте более древней церкви с одноимённым посвящением.

О первом Успенском храме сведений не сохранилось, а его каменный преемник стал самым интересным и редким образцом русского церковного шатрового зодчества. Фасады белокаменного четверика храма и полукруглой апсиды прорезаны узкими щелевидными окнами, оформлены перспективными порталами, декорированы пояском поребрика в карнизах апсиды, барабана и в основании завершивших фасады закомар. Высокий шатёр, завершённый световым барабаном и шлемовидной главой с ажурным кованым крестом на яблочке, неизвестный архитектор установил прямо на четверик храма. 

Как гласят предания, первыми насельниками новой обители стали участники Казанской военной кампании, а в описях, датированных 1577–1578 годами, даже сохранилось имя, вероятно, первого её настоятеля – игумена Корнилия. 

Помимо единственного каменного Успенского храма все остальные монастырские строения – четыре церкви, кельи настоятеля и иноков, хозяйственные постройки и ограда были выстроены из деревянного бруса, поэтому вскоре после основания монастыря он получил название Брусенского, сохранившееся за ним до наших дней.

Новая обитель быстро благоустроилась. В её Успенском храме к началу XVII столетия были установлены позолоченные иконостас, Царские врата и сень, главная святыня – образ Успения Пресвятой Богородицы и другие иконы были украшены серебряными окладами с драгоценными камнями, в ризнице и библиотеке хранились написанные на пергаменте и бумаге богослужебные книги, а вскоре после явления чудотворного образа Божьей Матери в Казани в 1579 году с него был сделан один из первых списков, установленный в главном храме Брусенского монастыря.

В период Смуты обитель пришла в упадок, но вскоре после неё была восстановлена уже как особножительный женский монастырь и благодаря посещавшим её храмы паломникам стала довольно благоустроенной.

В 1698 году во время большого пожара все деревянные строения Брусенского монастыря сгорели, но к 1701 году их восстановили, а к уцелевшему зданию Успенского храма пристроили трапезную с приделом во имя святителя Иоанна Златоуста. 

В тот период в монастыре подвизались 25 инокинь во главе с настоятельницей. Монашки могли свободно выходить за пределы монастырских стен, но по указу Петра I им было это запрещено, как и принимать у себя инокинь из других обителей. Мирянам же, до этого спокойно посещавшим монастырь, было разрешено присутствовать только на службах в храмах. А в 1725 году, в связи с упразднением Коломенской епархии Успенская обитель была приписана к Успенскому женскому монастырю в Туле и настоятельницу с несколькими инокинями перевели туда. Лишь благодаря жителям Коломны и оставшимся в Брусенском монастыре монахиням, написавшим прошение в Священный Синод о возвращении игуменьи и сестёр в родную обитель, они были возвращены в Коломну с условием для горожан оказывать материальную помощь насельницам, если они будут в том нуждаться. 

В 1761 году над трапезной Успенского храма был устроен и освящён придел в честь Казанской иконы Божьей Матери, а уже в 1763 году была составлена полная опись зданий и строений монастыря. Кроме каменных Успенского храма и небольшой кельи настоятельницы на территории обители находились 26 деревянных келий и сарай для дров. Все постройки, включая главный храм обители, настолько обветшали, что нуждались в срочном капитальном ремонте.

Вероятно, поэтому в 1764 году по новой классификации монастырей Брусенской обители был присвоен самый низший – III класс. 

Расцвет обители начался на рубеже XVIII–XIX веков. В 1799 году над Святыми воротами монастыря была выстроена трёхъярусная колокольня, колокола для которой пожертвовали состоятельные коломенские купцы Кисловы.

В 1818 году монастырь оградили невысоким каменным забором с четырьмя угловыми башенками и двумя проездными воротами, причём для ограды насельницы использовали кирпич от обветшавших Ивановских ворот Коломенского кремля, которые монастырь выкупил специально для этой цели. А уже в 1822 году городские власти по согласованию с епархиальным управлением передали Успенскому Брусенскому монастырю граничащий с ним участок стены и вскоре в Грановитой башне кремля сёстры устроили небольшую часовню во имя Параскевы Пятницы, главной святыней которой стало деревянное скульптурное изображение святой мученицы.

Четверть века настоятельствовала в монастыре игуменья Олимипиада и именно при ней архитектурный ансамбль обители пополнился каменными строениями. Так, в 1849–1850 годах были выстроены западный и северный келейные корпуса, в 1850–1851 годах – двухэтажный настоятельский корпус с большой трапезной и двумя залами для приёмов и каретный сарай, а в 1852–1855 годах – величественный пятиглавый собор Воздвижения Креста Господня.

В 1881–1883 годах была проведена реставрация старинной Успенской церкви – к ней пристроили здание трапезной и двухэтажный корпус для больных и престарелых монахинь. Жертвователем на ремонт храма выступил известный московский купец и меценат Флор Яковлевич Ермаков, отец которого – Яков Яковлевич Ермаков – двумя десятилетиями ранее пожертвовал деньги на благоукрашение интерьеров Крестовоздвиженского собора монастыря. 

К началу XX столетия в Успенской женской обители подвизались более двухсот инокинь, при ней действовала церковно-приходская школа, а вся территория монастыря представляла собой утопающий в зелени деревьев, кустарников и клумб оазис, над которым возвышались купола монастырских храмов.

В собственности монастыря числились земли, на которых сёстры обустроили коровник, огород и сад, которые обеспечивали обитель всеми необходимыми продуктами.

Всё изменилось после 1917 года, когда к власти пришла партия большевиков. Уже в 1919 году монастырь упразднили, инокинь разогнали, в кельях устроили квартиры, а в лишившемся своих глав Крестовоздвиженском соборе – овощехранилище. В 1930-х годах разрушили монастырскую колокольню, а в 1970 году, в рамках подготовки к празднованию 800-летнего юбилея Коломны снесли 30 деревянных домиков-келий.

В середине 1980-х годов старинный храм Успения Пресвятой Богородицы, как уникальный памятник шатрового церковного зодчества XVI столетия, был отреставрирован и в 1991 году он стал филиалом Коломенского краеведческого музея с постоянно действовавшей выставкой «Шатровое зодчество Подмосковья». 

В октябре 1997 года в Успенском Брусенском монастыре возобновилась монашеская жизнь. Монастырю передали Успенскую и Крестовоздвиженскую церкви и некоторые строения. В трапезной Успенского храма были восстановлены и освящены Иоанно-Златоустовский и Казанский приделы и в них начали совершать богослужения, а главный престол храма – в честь Успения Пресвятой Богородицы был освящён немного позднее. 

В настоящее время Успенский монастырь понемногу восстанавливается. Отремонтированы его храмы и строения, благоустроена территория, в одном из келейных корпусов действует постоянная выставка экспонатов, повествующих об истории обители и её сегодняшнем дне. В Успенской церкви ежедневно совершаются богослужения и отправляются церковные требы.

Святыни обители – Казанская икона Божьей Матери, «Неупиваемая чаша», «Святые новомученицы и исповедницы Брусенского монастыря» и два образа с частичками мощей – «Святитель Филарет, митрополит Московский» и «Святитель Димитрий, митрополит Ростовский».