Показать регионы

Усадьба Домотканово

Музей-усадьба Домотканово – мемориально-художественный музей живописца В. А. Серова, расположенный в бывшем имении В. Д. Дервиза. Основан в 1965 г. На территории усадьбы сохранилась часть главного усадебного дома первой половины XIX в., а также часть старинного парка с прудами.
История усадьбы

Музей-усадьба Домотканово, расположенный в 17 км от Твери, хорошо известен любителям русского искусства. Здесь, в одном из красивейших мест Тверской области, действует единственный в России мемориально-художественный музей Валентина Александровича Серова. Здесь великим русским художником были созданы такие шедевры живописи, как «Заросший пруд» и «Девушка, освещенная солнцем».

Домотканово имеет многовековую историю, первое упоминание о нем как о владении помещиков Григория и Василия Ржевских содержится в Писцовых книгах Московского государства за 1539–1540 гг. В течение столетий у имения не раз менялись хозяева. В разное время оно принадлежало и представителям известнейших дворянских фамилий – Озеровым, Давыдовым, Головиным. 

Со второй половины XVII века поместье находилось во владении дворян Постниковых, затем принадлежало их потомкам по женской линии – Воробьевым. По-видимому, в этот период была устроена усадьба с живописным (английским) и регулярным (французским) парками, с каскадом прудов, с двухэтажным домом классической архитектуры (с первым этажом, выстроенным из кирпича, и вторым – бревенчатым), украшенным мощной колоннадой тосканского ордера, поддерживавшей балкон.

В середине XIX столетия Домотканово представляло собой типичную сельскую усадьбу с двухэтажным домом, парком, оранжереей, цветниками, парниками и хозяйственными службами. Во второй половине XIX века существовавший на тот момент деревянный господский дом был перестроен в полукаменный. Он был очень простым и имел подъезд со стороны западного фасада. С юга устроили новую подъездную дорогу к дому.

В 1886 г. артиллерии поручиком А. И. Воробьевым Домотканово было продано художнику и земскому деятелю В. Д. фон Дервизу, который поселился в усадьбе с молодой женой Н. Я. Симонович. Владимир Дмитриевич энергично принялся за управление хозяйством, внедряя современные методы, при нем Домотканово стало доходным имением. В усадьбе разбили большой плодовый сад, построили кирпичные скотный и конный дворы. Был перестроен и обновлен усадебный дом – к его южному фасаду пристроили террасу с шестью каменными колоннами, поддерживавшими балкон второго этажа. Кроме того, провели реконструкцию прудов и благоустроили парковую территорию.

В 1890 г. неподалеку от главного дома брат владельца усадьбы Валериан Дервиз строит деревянный одноэтажный флигель. Территорию перед домом благоустраивают рядовыми посадками березы и дуба черешчатого.

В конце XIX – начале XX вв. усадьба Домотканово превратилась в своеобразный культурный и просветительский центр округи. Валентина Семеновна Серова писала: «Домотканово – старинное поместье с сильным отпечатком крепостнических затей: с вырытыми многочисленными прудами, с причудливыми мостиками, с массивными прочными постройками». 

Владимир Дмитриевич Дервиз (1859–1937) был неординарным и разносторонне развитым человеком – художником, правоведом, музыкантом-любителем, общественным и музейным деятелем (неоднократно избирался на должности Председателя губернского земского правления, почетного мирового судьи Тверского и Корчевского уездов, являлся членом Тверской Ученой Архивной Комиссии, членом совета Тверского музея). Именно благодаря Владимиру Дмитриевичу Домотканово на три десятилетия становится важным культурным и художественным центром России – таким, как Абрамцево предпринимателя и мецената С. И. Мамонтова и Талашкино княгини М. К. Тенишевой. 

Особое место усадьба занимала в жизни и творчестве художника В. А. Серова – родственника и друга В. Д. Дервиза. Валентин Александрович гостил и работал в Домотканове в 1886–1911 гг. Здесь художник написал свои лучшие произведения, ныне хранящиеся в крупнейших музеях России: «Заросший пруд. Домотканово», «Девушка, освещенная солнцем», «Октябрь. Домотканово», «Баба с лошадью», «Баба в телеге», большинство других работ «крестьянского» цикла, иллюстрации к басням И. Крылова и многие другие работы.

В усадьбе в разные годы бывали многие известные люди, деятели культуры и науки конца XIX – начала ХХ вв.: композитор В. С. Серова, художники И. И. Левитан, В. А. Фаворский, И. Я. Билибин, И. С. Ефимов, Н. Я. Симонович-Ефимова, педагог А. С. Симонович, ученый А. Е. Фаворский. В Домотканове ставились драматические и музыкальные спектакли, устраивались концерты, карнавалы, праздники для крестьянских детей. Кукольные спектакли супругов Ефимовых легли в основу профессионального русского кукольного театра.

Владимиру Дмитриевичу фон Дервизу было суждено стать последним владельцем усадьбы. После октябрьской революции в 1918 г. на территории имения был создан совхоз «Домотканово». 

После Великой Отечественной войны от главного усадебного особняка сохранился только первый этаж. В последующие годы второй этаж восстановили из силикатного кирпича, а сам дом приспособили под жилье. В 1960-х гг. здесь существовало общежитие. 

Музей В. А. Серова

К столетию со дня рождения Валентина Александровича Серова, в 1965 г., в Домотканове открылся народный музей художника с мемориальной комнатой. С 1976 г. мемориально-художественный музей В. А. Серова является филиалом Тверской областной картинной галереи. Под экспозицию музея отведено четыре зала в доме Валериана Дмитриевича Дервиза, брата хозяина имения. Она знакомит посетителей с историей усадьбы, ее владельцами и гостями, событиями культурной жизни, имевшими здесь место. В отдельном разделе экспозиции собраны материалы, связанные с пребыванием в усадьбе В. Серова и созданными художником произведениями.

Сегодня много внимания в музее уделяется возрождению усадебной жизни. Зимой в парке ежегодно устраиваются рождественские и масленичные гулянья, которые сопровождаются народными потехами и забавами, театральными действами и концертами. Осенью сюда съезжаются гости на День рождения музея. В конце мая отмечается праздник «Сиреневое Домотканово», проведение которого тесно связано с историей усадьбы, ведь именно весной, во время цветения сирени, и теперь окружающей господский дом, эти места впервые увидел В. Д. Дервиз и решил приобрести имение.