Показать регионы

Церковь Николая Чудотворца (Николы Мокрого)

Церковь Николая Чудотворца, более известная, как церковь Николы Мокрого – один из православных храмов Ярославля, выстроенный во второй половине XVII века вместо деревянной церкви с одноимённым посвящением. Закрытый в советский период, храм возвращён верующим в конце минувшего века, в настоящее время является действующей церковью Ярославского центрального благочиния Ярославской епархии и находится под охраной государства.
Об истории и архитектуре церкви

Между Которосльной набережной и проспектом Октября, на улице Чайковского (ранее – улица Любимская) находится один из старинных православных храмов Ярославля – церковь Николы Мокрого – типичный образец посадской культовой архитектуры XVII столетия. 

Интересно обиходное название храма – Николы Мокрого, по одной версии, связанное с его месторасположением (между притоками реки Которосль – ручьями Ершовым и Паутовым), отчего в храме всегда было сыро, а по другой – с именем самого святителя Николая Чудотворца, являющегося помощником всем терпящим на воде бедствие. Как бы то ни было, посвящение храма самому известному святителю – Николаю Чудотворцу – народ трансформировал в название Николы Мокрого, под которым храм известен и в наши дни.

Задолго до того, как в Ярославле появился каменный Никольский храм, на месте его нынешнего расположения существовала деревянная церковь с одноимённым посвящением, принадлежавшая, как и пустошь, на которой находилась, Спасо-Преображенскому монастырю. Эти первые задокументированные сведения о храме содержатся в одной из грамот царя Василия Шуйского, выданной Спасо-Преображенскому монастырю в июне 1610 года. 

Много ранее, как гласят предания, пустошь, на которой был выстроен первый деревянный Никольский храм, являлась языческим капищем с главным ритуальным атрибутом язычников – большим жертвенным камнем-валуном голубого цвета, который, кстати, при возведении каменной церкви был положен в её фундамент, став частью пола в западном притворе.

В документах, датируемых 1627–1629 годами, церковь называлась по посвящению тёплого престола святителю Василию Великому – Васильевской, а уже в 1647 году, в грамоте царя Алексея Михайловича Спасской обители она упомянута как Николо-Мокринская с приделами Василия Великого и святой великомученицы Варвары.

Выстроенный на болотистой местности храм со временем обветшал и в 1665 году по прошению прихожан (а храм был одновременно монастырским и приходским) митрополит Ростовский и Ярославский Иона (Сысоевич) выдал грамоту на возведение новой каменной церкви, средства для строительства которой выделили купцы гостиной сотни А. Лузин и А. Лемин, а также состоятельные посадские люди Ф. Выморов и С. Тарабаев. 

Возведение нового храма началось в 1665 году и завершилось спустя семь лет – в 1672 году. Главный престол церкви – во имя Николая Чудотворца и южный придел – во имя святителя Алексия, митрополита Московского – торжественно освятили с разницей в несколько дней по окончанию строительных работ, а северный придел – во имя великомученицы Варвары – был освящён спустя десять лет – в 1682 году.

В 1673–1674 годах артель из 11 ярославских мастеров-живописцев, имена которых сохранились в челобитной царю Алексею Михайловичу, поданной сыном устроителя храма С. Лузиным об отсрочке отъезда живописцев в Ростов до завершения ими работ в Никольском храме, на что, кстати, было получено Высочайшее разрешение, украсила интерьеры церкви фресковой живописью, создав 660 красочных сюжетных композиций, большая часть которых сохранилась до наших дней.

По своей архитектуре церковь Николы Мокрого – типичный посадский храм, каких в Ярославле в XVII столетии строилось достаточно много. Высокий четырёхстолпный четверик с трёх сторон опоясан полуоткрытой галереей с тремя крыльцами (не сохранились), арки которой на зимний период закрывались съёмными деревянными рамами, с восточной стороны к нему примкнули полукружья апсид, с западной стороны – высокая многоярусная шатровая колокольня, а с северной и южной сторон – небольшие приделы с шатровым навершием, богато украшенные цветной керамической плиткой. 

Фасады храма и колокольни неизвестный зодчий оформил пучковыми полуколонками и фигурным фризом, многоцветными изразцовыми вставками в виде орнаментов с повторяющимися рисунками, оконные проёмы оформил нарядными наличниками из поливных изразцов, основания шатров приделов декорировал ложными закомарами, а саму церковь увенчал пятью луковичными главами на тонких высоких световых барабанах. 

Освещался храм тремя большими медными паникадилами, его паперть была ограждена изящной кованой решёткой – шедевром декоративно-прикладного искусства XVII века, в главный деревянный пятиярусный резной иконостас храма, выполненный в стиле «рококо», как и в небольшие иконостасы приделов, были вставлены иконы, написанные известными изографами XVII века Симоном Ушаковым, Семёном Холмогорцем и Фёдором Зубовым в византийском стиле. Изюминкой храма были моленные места – великолепные резные троны, предназначавшиеся, как считается, для царя Алексея Михайловича и патриарха Московского Никона, хотя многие исследователи предполагают, что эти места были выполнены для ктиторов храма – купцов ярославской гостиной сотни. В настоящее время эти моленные места находятся в другой ярославской церкви – Ильи Пророка

В 1686 году рядом с Никольским храмом для совершения богослужений в зимнее время выстроили небольшую тёплую церковь в честь Тихвинской иконы Божьей Матери с приделом во имя Василия Великого, которая вместе с домом причта стала частью храмового ансамбля и хорошо сохранилась до наших дней.

В 1841 году приходской Никольский храм по указу Николая I передали в ведение военного ведомства и более пятидесяти лет он был полковым храмом, прихожане которого (солдаты и офицеры Фанагорийского полка) хранили в церкви в специальных витринах реликвии (полковой мундир императора Николая I, наградные знамёна и мемориальные раритеты суворовских времён).

В бурные революционные годы храм Николы Мокрого сильно пострадал. В 1918 году во время одного из уличных боёв были значительно повреждены его главы и шатёр колокольни, но богослужения не прекращались даже несмотря на разрушения, пока в 1929 году церковь не закрыли. Царское и патриаршее моленные места перенесли в Ильинский храм, большая часть из 146 икон была сожжена (уцелело лишь их малое количество и в настоящее время они находятся в Ярославском музее-заповеднике и в других музейных коллекциях, а шесть икон украшают церковь Ильи Пророка). 

Долгие десятилетия церковь пустовала, пока в 1992 году её, вместе с Тихвинским храмом и домом причта, не передали в ведение Ярославской епархии. Тогда началось постепенное возрождение храма, продолжающееся и сегодня. Тихвинская церковь отремонтирована и освящены её престолы, уже восстановлены главы Никольской церкви и шатёр колокольни, но уникальные фресковые композиции ещё ждут своей масштабной реставрации. 

В настоящее время храм является действующим, в праздничные дни в нём совершаются богослужения. 

Фресковая живопись храма

660 сюжетных композиций украшают храм изнутри. Живописные ярко-красочные сочные сюжетные картины сплошным ковром покрыли стены, своды, паруса, простенки, оконные откосы Никольской церкви и двух её приделов. 

Разбитые на семь ярусов южная и северная стены оформлены 70 фресковыми картинами, посвящёнными житию и чудесам Николая Чудотворца, а также Семи Вселенским соборам. Западную, центральную стену полностью закрыла картина «Страшный Суд» – великолепное произведение фресковой живописи, один из фрагментов которой – «Геенна огненная» – обладает магическим свойством. Покрытое конденсатом изображение огня не только холодит руку в любое время года, но и при прикосновении к нему след от ладони исчезает только спустя более минуты. 

Никольский храм может похвастаться ещё одной довольно редкой фресковой картиной – изображением святого мученика Христофора с пёсьей головой, расположенного на одном из столпов храма. В 1722 году звероподобные изображения святых были официально запрещены Святейшим Синодом и в Ярославль даже приезжала специальная комиссия, изучавшая фрески, но, к счастью, в отличие от других церквей, где лики подобного рода были затёрты или закрашены, фреска святого Христофора уцелела – её попросту не нашли.

Восточную стену заняли картины на тему Страстей Христовых, верхние части откосов, простенки, арки окон и входных порталов – изображения преподобных, подвижников русской и вселенской церкви, Печерских чудотворцев, херувимов и ангелов. Приделы святой Варвары и святителя Алексия оформлены картинами из жития святых, Ветхого Завета и изображениями 26 мучениц. 

В 1853 году и в 1895–1896 годах фресковая живопись храма была обновлена в клеевой технике, а в 1970–1980-х годах были проведены масштабные реставрационные работы фресок его северного и южного приделов.

Информация для посетителей

  • Церковь находится по адресу: город Ярославль, улица Чайковского, 1.
  • Никольская церковь открыта для верующих ежедневно без перерыва: с понедельника по пятницу с 7.00 до 18.00 часов, в субботу и воскресенье с 9.00 до 17.00 часов.