Показать регионы

Церковь Иоанна Златоуста в Коровниках

Церковь Иоанна Златоуста в Коровниках – один из старинных православных храмов Ярославля, появившийся в бывшей Коровницкой слободе в середине XVII столетия и ставший центральным композиционным элементом живописного храмового ансамбля. Здание закрытого в начале XX века храма использовалось не по назначению, пока в конце минувшего столетия не было передано в ведение РПСЦ. В настоящее время церковь имеет статус памятника архитектуры федерального значения и пока не действует. 
Об истории и дальнейшей судьбе храма

Середина и вторая половина XVII столетия ознаменовались для Ярославля бурным расцветом храмового строительства. Состоятельные ярославские купцы стремились украсить свои посады новыми каменными церквями, часто стремясь перещеголять друг друга размерами, нарядностью, богатством и обилием убранства возводимых ими храмов. Так, в самом центре Ярославля вырос храм Ильи Пророка (1647–1650 годы), в Коровницкой слободе – храм Иоанна Златоуста (1649–1654 годы), а в Толчковской слободе – церковь Иоанна Предтечи (1671–1687 годы).

Для Коровницкой слободы, жителями которой в середине XVII века были купцы Иван и Фёдор Неждановские, Златоустовская церковь была приходским храмом на протяжении длительного времени. О первом деревянном храме сведений практически не сохранилось, лишь известно (из надписи на древнем колоколе, отлитом для храма ещё в 1622 году), что главный его престол был освящён во имя Иоанна Златоуста, а придел – в честь Владимирской иконы Божьей Матери.

Вероятно, эта церковь ещё долго служила бы местом духовного отдохновения для прихожан Коровницкой слободы, но в 1647 году в самом центре города по заказу и на средства богатейших ярославских купцов Скрипиных на месте древней обветшавшей деревянной церкви во имя Ильи Пророка началось возведение нового каменного храма с сохранением прежнего посвящения. Дух соревновательности, видимо, в полной мере был присущ всем представителям ярославской купеческой среды, потому что уже в 1649 году братья Неждановские также начали работы по строительству новой краснокирпичной Златоустовской церкви в своей слободе. 

Спустя пять лет, в 1654 году, красавец-храм был отстроен, благоукрашен иконами, а в ризнице появилась церковная утварь и богослужебные книги. Его главный престол, в присутствии закладчиков храма – братьев Неждановских и жителей слободы, был торжественно освящён во имя Иоанна Златоуста, северный придел – во имя Зачатия Иоанна Предтечи, южный придел – во имя святой равноапостольной княгини Ольги

В 1669 году рядом с холодным Златоустовским храмом выстроили тёплую Владимирскую церковь, в 1680-х годах – изящную 37-метровую столпообразную шатровую колокольню, получившую собственное имя «Ярославская свеча», а весь комплекс опоясали невысокой кирпичной оградой с встроенными в неё Святыми воротами, выполненными в стиле «нарышкинское барокко», представляющими собой поставленные друг на друга два богато украшенных изразцами восьмигранника, верхний из которых увенчан маленькой луковичной главкой на тонком глухом барабане. 

В то же период, в конце XVII века, в Златоустовской церкви были проведены работы по некоторой перестройке – в основном четверике мастера растесали и окаймили нарядными наличниками окна, западные углы богато декорировали полуколонками с капителями и вставками из изразцов, заложили арки галереи, проделав вместо них 9 невысоких прямоугольных окон, оформленных пышными каменными наличниками, декорировали изразцами ширинки галерей и фриз крылец, пристроили к первоначальным крыльцам изящные арочные крыльца-входы под высокими двускатными кровлями, арки крылец галерей украсили висячими белокаменными резными декоративными гирьками, а позакомарное покрытие храма заменили четырёхскатной кровлей.

Видимо, тогда же в храме был установлен резной пятиярусный иконостас с орнаментом из цветочных гирлянд и виноградной лозы и резные Царские врата, декорированные стилизованным цветущим подсолнечником. Несколько нарядных, богато отделанных, красно-зелёных с золотом икон местного ряда были написаны известным изографом второй половины XVII века Семёном Спиридоновым Холмогорцем. 

О внутреннем убранстве храма тех лет сведений не сохранилось, только известно, что фресковая роспись интерьеров была проведена в 1732–1733 годах артелью ярославских мастеров под руководством талантливого изографа-знаменщика Алексея Ивановича Соплякова, жителя Коровницкой слободы. 

Масштабную реставрацию фресок храма провели во второй половине XIX столетия. Тогда их промыли и поновили в клеевой технике, а следующие работы по сохранению уникальных фресковых картин были проведены уже в 60-х годах минувшего века бригадой ярославских мастеров под руководством художника-реставратора монументальной живописи Виктора Ивановича Васина. 

С самого первого дня своего существования Златоустовский храм был приходским, оставаясь таким до самого закрытия в 1935 году. После упразднения прихода представители новой власти все ценности из церкви вывезли, а в освободившемся здании разместили склады, которые и находились в нём практически до передачи храма в ведение Ярославско-Костромской епархии Русской Православной Старообрядческой Церкви в 1992 году.

В настоящее время богослужения в храме не совершаются, в нём ведутся ремонтно-реставрационные работы. 

Об архитектуре и убранстве храма

Златоустовская церковь, выстроенная в лучших традициях ярославской школы зодчества, стала не только украшением Коровницкой слободы, но и одним из самых красивых культовых строений города. 

Невысокий, поставленный на фундамент основной четверик церкви с восточной стороны неизвестный зодчий оформил пятью полукруглыми апсидами, с трёх сторон опоясал открытой галереей в виде аркады с кувшинообразными столбами-опорами и крыльцами с каждой стороны. К углам апсид примкнули два двусветных (в виде четвериков с покоящимися на них восьмериками) придела, увенчанные шатрами с небольшими луковичными главками.

Увенчали храм пятью луковичными главами, поставленными на высокие массивные барабаны. Интересно, что высота центральной главы до подкрестного яблочка превосходит размерами высоту стен самой церкви, но этот архитектурный приём не внёс диссонанс в общий вид строения, а наоборот, дополнил его, сделав храм пропорциональным и очень гармоничным.

На фасадах храма, выложенного особой фигурной кладкой из красного кирпича, декор почти отсутствует, за исключением плоских лопаток на западных углах четверика, гранёных полуколонок между полукружьями алтарей, фигурного цоколя и карниза, а также плоских наличников боковых апсид, кокошников в верхней части приделов, горизонтального пояска с вырастающими над ним короткими лопатками – основания для позакомарного покрытия основного объёма храма. 

Самым изысканным украшением храма стал большой (ширина 5 метров, высота 8 метров) фигурный изразцовый наличник его центральной апсиды, до сих пор являющийся шедевром изразцового искусства Ярославля. Украшение таким наличником апсиды было неслучайным – обращённый восточным фасадом к Волге храм очень хорошо просматривался именно со стороны реки, поэтому акцентированная многоцветным, переливающимся на солнце изразцовым великолепием культовая постройка должна была не только привлекать внимание ещё издали, но и показывать богатство храмоздателей и их любовь к своему детищу.

Не менее пышен и наряден храм был и внутри. Живописный фресковый ковёр полностью покрыл все стены, своды, подоконники, простенки, столбы, подпружные арки, паруса и световой барабан Златоустовской церкви. Более 500 сюжетных композиций, включивших в себя подробные картины из жития Иоанна Златоуста, деяний апостолов, иллюстрации из Нового Завета, Богородичный цикл, изображения ветхозаветных пророков, трёх святителей (Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста), а также изображения знаменитых чудотворных икон Пресвятой Богородицы (Владимирской, Донской, Иерусалимской, Знамения, Казанской, Корсунской, Смоленской, Тихвинской, Троеручицы, Толгской, Фёдоровской и Ярославской) и ростовских святителей стали основным элементом внутреннего убранства церкви.

К сожалению, кроме старинного иконостаса и уникальной фресковой живописи до наших дней ничего не сохранилось, но самое главное – Златоустовская церковь не была разрушена временем и людьми, в настоящее время являясь уникальным памятником ярославского зодчества XVII столетия и наглядным пособием для нынешних архитекторов и мастеров будущего.