Показать регионы

Церковь Богоявления Господня (Калязин)

Церковь Богоявления Господня – каменный храм в городе Калязине Тверской области, построенный во второй половине XVIII века на берегу Волги в бывшей Свистушенской слободе. Ныне в церкви действует Калязинский краеведческий музей.
В 1779 году жители Свистушенской слободы, являвшиеся прихожанами Христорождественской церкви, направили прошение епископу Тверскому и Кашинскому Арсению о строительстве «в назначенном по плану сорок третьем квартале» каменной церкви Богоявления Господня с приделом пророка Илии. Свистушенская слобода находилась на высоком берегу Волги при впадении в нее реки Жабни, а церковь Рождества Христова располагалась на противоположном берегу Волги, и в прошении жители слободы жаловались, что в период разлива реки, они с трудом могли переправиться на другой берег, чтобы попасть в храм.

Епископ Арсений обратился в Святейший Синод и 18 июля 1779 года разрешение на постройку церкви было получено. В 1781 году строительство Богоявленского храма, которое осуществлялось местными мастерами, было завершено.

В приходе церкви первоначально состояло 80 крестьянских дворов. Через некоторое время в храме был устроен третий придел, освященный в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи. Однако наиболее почитаемым был придел святого Илии пророка, поэтому и саму церковь обыкновенно называли Ильинской. В конце XIX века здесь был установлен новый четырёхъярусный иконостас замечательной работы. 

В плане храм имеет трехчастно-осевую композицию, включающую основной объем, трапезную, колокольню. Массивный основной объем украшен монументально, но без излишеств, и увенчан пятью главами на глухих барабанах. Прекрасное освещение внутри храма обеспечивается двумя ярусами больших окон. На колокольне церкви Богоявления Господня, увенчанной шпилем, находилось шесть колоколов. Главный колокол, отлитый мастером Семеном Горошковым в Ярославле на заводе купца Порфирия Оловянишникова в 1843 году, весил 152 пуда.

По сведениям за 1915 год, к Богоявленской церкви, обслуживавшей третью часть города Калязина, было приписано шесть окрестных деревень, а общее число ее прихожан составляло 1 650 человек. К храму были приписаны два училища – городское и земское. 

В храме Богоявления Господня более 30 лет прослужил священник Алексей Михайлович Каниловский. Он являлся членом благочиннического совета, неоднократно был депутатом съезда духовенства Кашинского училищного округа, дважды на этих съездах председательствовал, с 1872 года трижды избирался от духовенства гласным городской думы. С 1886 года, после смерти А. М. Каниловского, священником стал Алексей Петрович Ушаков, его зять. Он также был законоучителем в Ильинском приходском мужском и Ильинском начальном женском училищах, заведовал санитарным участком, являлся смотрителем свечной лавки. После него за три года сменилось три священника. С 1912 года настоятелем стал Владимир Александрович Петропавловский. 

Постоянными попечителями и благотворителями Богоявленской церкви были купеческие семьи Коровкиных и Охлобыстиных. Иван Алексеевич Коровкин – староста храма и городской голова (1898–1917) – за пожертвования на нужды церкви в 1900 году был награжден золотой медалью «за усердие». Иван Егорович Охлобыстин за проявленную заботу об украшении храма в 1868 году был награжден серебряной медалью «за усердие». Его сыну Дмитрию Ивановичу за пожертвования церкви в 1900 году была пожалована золотая медаль на Аннинской ленте. Другому его сыну, Николаю Ивановичу, за попечение о нуждах церкви и завещанную крупную сумму денег на постройку дома для Ильинских училищ в расположенной рядом Введенской церкви установили памятную плиту с надписью «строителю храма Введения».

В советское время Богоявленская церковь была закрыта, однако от разорения, постигшего большинство российских храмов, она была спасена выдающимся калязинским музейным деятелем И. Ф. Никольским. В 1920 году он основал в Калязине краеведческий музей. Иван Фёдорович более 50 лет руководил работой музея, собрав для его экспозиций множество ценных экспонатов. С 1937 года Калязинский краеведческий музей располагается в стенах Богоявленской церкви, а с 2002 года он носит имя своего основателя – Ивана Фёдоровича Никольского.